Прысталiчча

Газета Минского района

«Пьяная» преступность активизируется: координационное совещание готовит ответ



Участники координационного совещания: прокурор Минского района Алексей Фомин (в центре), начальник Минского РУВД Сергей Семенидо, начальник районного управления Следственного комитета Республики Беларусь Дмитрий Серченя.

 В ходе координационного совещания под председательством прокурора Минского района Алексея Фомина рассмотрен вопрос эффективности работы по борьбе с пьянством и предупреждению правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения. 

 Участники координационного совещания — представители силовых структур, учреждений здравоохранения, Минского райисполкома отметили, что данная проблема остро стоит во всех регионах Минщины. 

Прокуратура Минского района совместно с правоохранительными, местными исполнительными и распорядительными органами, другими субъектами профилактики принимали меры по предупреждению пьянства и правонарушений. Однако участники координационного совещания единодушно признали: меры явно недостаточны и требуют дальнейшей активизации.

Насколько серьезная работа предстоит в этом направлении, корреспонденту «Прысталічча» рассказал председатель координационного совещания, прокурор Минского района Алексей Фомин. 

— Алексей Вячеславович, почему именно проблема преступлений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, стала заглавной на координационном совещании? 

— Статистика к тому обязывает: за 9 месяцев 2016 года в пристоличном регионе зарегистрировано 2020 уголовно-наказуемых деяний. В аналогичном периоде 2015 года — 1845 (+175). Общий рост преступлений составил 9,5%. Увеличилось число преступлений, совершенных гражданами в состоянии алкогольного опьянения — с 250 до 264 (+5,6%). Не менее активно проявило себя пьяное сообщество в общественных местах — здесь совершено 

70 уголовно-наказуемых деяний. Их удельный вес составил 26,5%, из них семь преступлений относятся к категории тяжких и особо тяжких.

Употребление алкоголя и совершаемые на почве пьянства преступления характерны не только для Минского района — это общереспубликанская проблема. Под воздействием алкоголя совершаются наиболее тяжкие преступления, как в общественных местах, так и в семьях. Поэтому правоохранительные органы на эти негативные проявления не могут смотреть спокойно. В данной ситуации важна координация действий всех структур, в том числе и местных органов власти. В Минском районе растет число административных правонарушений, совершаемых в состоянии алкогольного опьянения, по этой причине гибнут люди. Отмечены факты смертельных отравлений алкоголем, его незаконного оборота  — это фальсифицированная, безакцизная продукция и самогоноварение. 

В сентябре—октябре нынешнего года прокуратура провела комплексную проверку деятельности субъектов профилактики — Минского райисполкома, РУВД, учреждения здравоохранения — ЦРБ и отделения наркологии Минской областной больницы. Она подтвердила отсутствие должного взаимодействия между субъектами профилактики, эффективного обмена информацией между РУВД и исполкомом, больницей и РУВД, между административной комиссией, комиссией по борьбе с пьянством, алкоголизмом и суицидами с заинтересованными органами. 

— На вас как на прокурора района и председателя координационного совещания одновременно возложена еще и непростая миссия по организации работы, направленной на достижение положительного результата.

— Мы и рассчитываем на достижение глобального результата, чтобы система по предупреждению преступлений, совершаемых на почве пьянства, заработала более четко и организовано. 

Хотя одна из нестыковок в том, что каждое ведомство руководствуется внутренними нормативными актами и подведомственными решениями органов областного и республиканского уровня. К примеру, исполком прописал раз в квартал предоставлять определенную информацию в РУВД, а в райотделе милиции прописано анализировать ее раз в месяц. В итоге получается: необходимая информация готовится раз в квартал, и подобные нестыковки приходится регулировать на районном уровне. 

— Вы обратили внимание участников координационного совещания на то, чтобы более полно использовать нормативную законодательную базу при решении проблемных вопросов, связанных с употреблением алкоголя и ростом преступности.

— К примеру, многим гражданам решением суда назначено принудительное лечение — человек обязан его пройти. Однако до августа нынешнего года не было нормативного акта, который бы регулировал механизм прохождения лечения, принудительной доставки лиц в учреждения здравоохранения, если они не желают туда ехать вопреки судебному решению. Попробуй заставить алкоголика лечиться. Поэтому и принято решение о принудительном исполнении, но остаются чисто технические вопросы: кто его доставит в учреждение, чьим служебным транспортом. Ведь нормативный акт дает установку, кто должен обеспечить решение о принудительном исполнении, а задача координационного совещания — отработать практический механизм. 

К примеру, запросы на таких людей надо рассылать не по отделам милиции, а в районное управление, так как все замыкается на входящей в его структуру уголовно-исполнительной инспекции. Такова специфика Минского района: в крупных поселках — Боровлянах, Мачулищах, Ждановичах, Заславле — есть отделы милиции, но этим вопросом занимается уголовно-исполнительная инспекция. Так определено руководством Минского РУВД. 

Казалось бы, административные моменты, но от их решения зависит, насколько слаженно будет работать механизм доставки пьяниц к наркологу.

Касались мы также вопроса установки видеонаблюдения на объектах торговли. Это актуально, но не во всех случаях есть возможность обязать субъект хозяйствования, например  тот же магазин, оборудовать системой видеонаблюдения. Основной аргумент — отсутствие денег. Прокуратура может рекомендовать в целях профилактики преступлений установить ее — это в наших силах. Законодательством предусмотрено: если субъект не выполняет какие-то обязанности, тогда прокуратура вправе внести предписание, чтобы он выполнил определенные требования. К примеру, оборудовать объект противопожарной сигнализацией в соответствии с нормативами. Не выполнено предписание — прокуратура должна привлечь лицо к административной ответственности. Если нет четкого законодательного требования и нет норматива, то мы можем использовать только рекомендательные функции. Невыполнение такой рекомендации не влечет никакой ответственности, так как это только наше мнение. 

— Не всякий владелец магазина захочет устанавливать систему видеонаблюдения, чтобы нарушения его работников были на виду.

— Система видеонаблюдения — это не панацея, ее ведь можно и отключить, но есть еще свидетели, заявители, в конце концов обеспокоенные этой проблемой родители. Они хотят, чтобы их детям, да и другим тоже, не продавали спиртное. Президентским декретом предусмотрены санкции за повторную продажу спиртного несовершеннолетним, вплоть до ликвидации торгового объекта. Поэтому сегодня есть реальные рычаги, направленные на прекращение работы магазина. В декрете предусмотрены ликвидация — прекращение деятельности, лишение лицензии, в зависимости от того, насколько серьезным было нарушение. Законодательные меры довольно жесткие и их надо использовать сполна.  

— На совещании прозвучало, что таких прецедентов в Минском районе пока не было.

— Их на самом деле не было, так как у нас нет большого количества повторных и систематических нарушений. Тем не менее, к нам должны поступить два таких материала, и мы будем смотреть, насколько правильно они оформлены. Если там есть законные основания, то отреагируем и посмотрим, какой будет эффект. Это все будет проводиться в судебном порядке с направлением иска в суд. Надо подождать, пока решение суда вступит в законную силу, и тогда можно будет все это внедрять в практику на законном основании.

Что касается нарушений, связанных с продажей алкогольных напитков несовершеннолетним, то их надо пресекать очень жестко. 

— Следующее координационное совещание будет итоговым?

— Оно пройдет в конце декабря. Мы согласуем программу борьбы с преступностью и коррупцией в Минском районе на 2017 год. 

Что касается борьбы с правонарушениями, которые порождает употребление спиртного, то по итогам нынешнего заседания будут выработаны скоординированные действия. 

В первом квартале 2017 года мы проведем контрольную проверку всех заинтересованных ведомств Минского района. Посмотрим, насколько эффективнее стали решаться вопросы, снизился ли «градус накала» преступности на почве пьянства и алкоголизма. 

Юрий БЕСТВИЦКИЙ, фото автора

 

Тема : Автор Юрий БЕСТВИЦКИЙ,

Тема : от первого лица,

Тема : прокуратура,

Тема : Минский район,

Тема : Пристоличье

Оставить комментарий: