Прысталiчча

Газета Минского района

Рассмотреть и уведомить заявителя



 В первом полугодии 2019 года в прокуратуру Минского района поступило 168 жалоб на действия и решения органов уголовного преследования. По результатам рассмотрения 41 жалоба удовлетворена полностью, 17 – частично.
 
Прокомментировать ситуацию мы попросили  помощника прокурора Минского района, юриста 1-го класса Марину СТАВИЦКУЮ.
 
– К сожалению, на любых этапах уголовного судопроизводства нередко допускаются нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, – отметила помощник прокурора. – В связи с этим исключительно важным является предоставление права на обжалование действий и решений органов, ведущих уголовный процесс. Реализуется это право путем подачи участником уголовного процесса жалобы в соответствующий орган или соответствующему уполномоченному лицу.
 
– Существует ли юридическое определение жалобы?
 
– В Законе Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» под жалобой понимается требование восстановления прав, свобод и (или) законных интересов гражданина (граждан), нарушенных действиями (бездействием) должностных лиц государственных органов, иных организаций или граждан.
 
Взяв за основу данное определение, жалобу в уголовном процессе можно определить как обращение к указанному в законе органу в устной или письменной форме участника уголовного процесса, иного лица о нарушении его или предоставляемого им лица прав и законных интересов органом, ведущим уголовный процесс, и требование об устранении этих нарушений.
 
– Как правильно подать жалобу?
 
– Норма, закрепленная  в ч. 1 ст. 139 Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – УПК), предусматривает, что жалобы лиц, указанных в ст. 138 УПК, на действия и решения органа дознания, дознавателя и следователя подаются прокурору, осуществляющему надзор за исполнением законов при производстве предварительного расследования. Жалобы на действия и решения следователя могут подаваться также начальнику следственного подразделения. Жалобы на действия и решения прокурора подаются вышестоящему прокурору, а на действия и решения суда – в вышестоящий суд.
 
Прокурор обязан рассматривать жалобы на действия органов предварительного расследования в соответствии с  положением п. 10 ч. 5 ст. 34 УПК, предписывающим прокурору осуществление надзора за соблюдением законности, а также процессуального руководства и разрешения жалоб на действия нижестоящего прокурора либо следователя, органа дознания и дознавателя при производстве предварительного следствия и дознания.
 
Если жалоба на действия должностного лица органа уголовного преследования или суда направлена лично этому лицу, оно обязано в течение 24 часов направить жалобу соответствующему начальнику следственного подразделения, прокурору, а судья – в вышестоящий суд.
 
Кроме того, УПК закрепил право участников уголовного процесса обжаловать ряд решений органов предварительного расследования и прокурора в суде. К ним также относится постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ч. 2 ст. 139 УПК).
 
– Нужна ли помощь юриста или какого-то другого лица для составления жалобы?
 
– УПК не устанавливает какой-то определенной формы жалобы. Она может быть как в письменном, так и в устном виде (ч. 5 ст. 139 УПК). Письменная жалоба составляется произвольно, но в ней должно быть указано, по какому уголовному делу или материалам проверки какие действия (бездействия) обжалуются. Должны быть приведены юридические факты и иные обстоятельства, свидетельствующие о незаконности или необоснованности действия (бездействия), и по какому основанию участник процесса, направляющий жалобу, считает совершенные в отношении его действия или принятые решения необоснованными и незаконными.
Устная жалоба подается, как правило, непосредственно в ходе процессуального действия и заносится в протокол этого действия, который подписывается заявителем и лицом, принявшим жалобу. Устные жалобы поступают обычно непосредственно в ходе того или иного следственного действия. Следователь, дознаватель, проводившие данные действия и принявшие жалобу, рассматривать ее не могут, поскольку она направлена именно на их действия, и обязаны сообщить о ней соответствующему вышестоящему должностному лицу или прокурору. Однако процедура данного сообщения законом не регламентирована.
 
– На какой стадии судопроизводства можно подавать жалобу?
 
– Право на обжалование процессуальных действий и принятых решений органа, ведущего уголовный процесс, возникает с момента совершения данных действий. В соответствии с ч. 1 ст. 140 УПК они могут быть поданы в течение всего срока производства расследования или судебного разбирательства.
 
Вместе с тем ч. 1 ст. 140 УПК ограничивает подачу жалоб на отказ в возбуждении уголовного дела, прекращения предварительного расследования по уголовному делу либо уголовного преследования сроками давности привлечения к уголовной ответственности. Так, жалобы на решение о прекращении уголовного преследования или производства по уголовному делу, об отказе в возбуждении уголовного дела по такому основанию, как истечение сроков давности привлечения к уголовной ответственности (п. 3 ч. 1 ст. 29 УПК), могут быть поданы лишь в месячный срок со дня принятия органом, ведущим уголовный процесс, соответствующего решения.
 
– Каким образом происходит рассмотрение жалоб?
 
– Орган дознания, дознаватель, следователь, прокурор, чьи действия или решения подвергаются обжалованию, а также начальник следственного подразделения или прокурор, рассматривающие жалобу, вправе приостановить исполнение оспариваемого решения. Исключение составляют жалобы на задержание, заключение под стражу, домашний арест, продление срока содержания под стражей и домашним арестом, а также на принудительное помещение в судебно-психиатрический экспертный стационар. Решение о приостановлении принимается при наличии данных, указывающих на явную незаконность обжалуемого действия.
 
Начальник следственного подразделения, прокурор или судья, получившие жалобу, обязаны в 10-суточный срок рассмотреть ее и о принятом решении уведомить заявителя.
 
В результате рассмотрения жалобы начальником следственного подразделения или прокурором может быть принято решение о полном или частичном ее удовлетворении с отменой или изменением обжалуемого решения либо об отказе в удовлетворении жалобы. Принятое прокурором, начальником следственного подразделения решение может быть обжаловано вышестоящему прокурору, начальнику следственного подразделения. Они обязаны рассмотреть жалобу лица по находящемуся в производстве органа дознания, производящего дознание, следователя по уголовному делу в течение десяти суток, а в остальных случаях – не позднее одного месяца со дня ее поступления.
 
Подчеркну: уголовно-процессуальная форма и уголовно-процессуальные гарантии являются серьезным фактором, обеспечивающим соблюдение законности при производстве по материалам и уголовному делу. Законность должна быть обеспечена по всей форме, с соблюдением всех юридических норм и правил, которыми обладает каждый гражданин.
 
– Значит, жаловаться все-таки не предосудительно, как считают некоторые  граждане?
 
– Всякое стеснение и нерешительность здесь препятствуют установлению истины. Если вы считаете, что ваши права как гражданина нарушены – жалуйтесь. Это поможет не только вам, но и в какой-то мере оздоровит юридическую практику. Дознаватели, следователи, прокуроры, судьи – тоже ведь люди. Им, как и каждому из нас, свойственно ошибаться. Если, конечно, в их действиях не усматривается некоего иного умысла. Но если предположить, что это окажется действительно так, то им, как и любому гражданину, придется в обычном порядке отвечать перед законом, который един для всех в нашем обществе.
 
– Как это согласуется с положениями международной юридической практики?
 
– 5 октября 1973 года Беларусь ратифицировала международный пакт о гражданских и политических правах. Документ закрепляет обязанность государства обеспечивать лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты. Эта норма правомочна даже в том случае, если нарушение было совершено лицами, действующими в официальном качестве. Таким образом, при рассмотрении жалоб мы действуем исходя из существующей международной практики и при полном соответствии с ней.
 
– В других странах рассмотрение жалоб граждан происходит в таком же порядке?
 
– Основные юридические нормы одинаковы для всех, они вытекают из международного права. Но в каждой стране в силу определенных причин, связанных с ее историческим развитием и укладом жизни, существуют некие свои особенности. Однако в любом случае рассмотрение жалоб направлено на защиту гражданских прав и свобод человека, а также на соблюдение законности и порядка. Это – обязательная норма в рамках международного права.
 
– Иностранные граждане, проживающие в нашей стране, могут воспользоваться всеми теми же правами при рассмотрении их жалоб, что и белорусы?
 
– Да, ведь мы с вами проживаем в правовом государстве, на граждан которого распространяются все правовые гарантии. Следовательно,  те, кто приехал к нам и живет здесь, пользуются теми же правами и правовыми гарантиями. Каждый иностранный гражданин в нашей стране обязан быть защищенным на правовом уровне.
 
– Подавать или не подавать жалобу гражданин решает сам?
 
– Совершенно верно. Это его право и он может воспользоваться им, когда пожелает. Да, он может с кем-то посоветоваться на этот счет, изучить существующую юридическую практику, но принимать решение о подаче жалобы – его право. Данной нормой законодательства свободно может воспользоваться каждый гражданин, что, в общем-то, и происходит. Так что полезно знать о своих правах и грамотно пользоваться ими.  
 
Олег Шведов

Оставить комментарий: